Наблюдение №17

da-alsad-my

Во многих метрополитенах мира (например, в парижском, лондонском или нью-йоркском) пути и платформа станций зачастую изогнуты. Ведь линии повторяют контуры улиц, огибают здания, и прямая станция просто не всегда бы могла вписаться в нужный поворот. При строительстве московского метро от изогнутых станций решили отказаться: столичные станции-дворцы должны быть правильных и торжественных форм. Тем не менее, 6 из 196 станций в Москве всё же имеют изогнутую форму. И вот почему.


1. Первой изогнутой станцией стала "Александровский сад" (в девичестве "Улица Коминтерна"). Она открылась вместе с первой очередью московского метрополитена в 1935 году и стала на тот момент единственной изогнутой станцией и единственной с боковым расположением платформ.

da-alsad-my

А причины её столь нестандартной конструкции были таковы. Первая очередь московского метро подразумевала вилочное движение поездов: от "Сокольников" до "Парка Культуры" и от "Сокольников" до "Смоленской" с разветвлением после "Охотного Ряда". При этом станции "Улица Коминтерна" в изначальном проекте не было, так как в ней просто не видели смысла из-за находящейся рядом станции "Библиотека имени Ленина":

1000_metro.ru-1935map-big2

Но к началу строительства было решено, что станция может очень даже понадобиться в будущем, как пересадочная на "Библиотеку", при разделении виложного движения на две самостоятельные линии. К этому времени трассировка всех линий была уже выполнена и изменять её означало задержать открытие метрополитена. Поэтому приняли решение не менять трассировку, а станцию достроить вокруг тоннеля в виде боковых платформ. Тоннель в этом месте делал изгиб, так что станция тоже получилась изогнутой.

Как и предполагалось, перед разделением линий между "Коминтерном" и "Библиотекой" построили переход, который стал первым переходом в московском метро.


2. Второй изогнутой станций стала открывшаяся 23 года спустя "Кутузовская":

da-kutuz_my

Приход к власти Хрущёва и его борьба с "архитектурными излишествами" отразились и на метро. На строительстве стали экономить, а станции стали делать проще. Пущенную в 1958 году ветку на запад (Филёвская линия) проложили по поверхности, сделав платформы боковыми. В районе пересечения ветки с Кутузовским проспектом линию метро проложили вдоль уже изогнутых путей малого железнодорожного кольца. Кроме того, сразу за станцией "Кутузовская" линия метро "подныривает" под пути ж/д кольца. И, чтобы осуществить этот "нырок" в узком месте между проспектом и Москвой-рекой, станцию пришлось изогнуть ещё сильнее.

Этой особенностью станции пару раз пользовались кинематографисты для съёмки эффектных кадров. Ведь на "Кутузовскую" поезд прибывает, красиво изогнувшись на повороте:

metro_v_kino_-_alexeygoncharov.com_69b

metro_v_kino_-_alexeygoncharov.com_83a


Как известно, ни боковое расположение платформ, ни прокладывание линии по поверхности, ни изогнутые станции не прижились в Москве. Станции с боковыми платформами имеют бОльшую площадь и дополнительные лестницы, а значит, требуют больше расходов на содержание. Линия проложенная на поверхности подвержена значительному износу в нашем климате. А изогнутые станции менее безопасны из-за того, что машинист при отправлении не видит в зеркало весь состав целиком и из-за наличия более широкого просвета между вагонами и платформой. На изогнутых станциях нью-йоркской подземки из-за этого просвета делают специальное предупреждение:

Mind-The-Gap-Bank



Поэтому следующие изогнутые станции появилась в Москве лишь спустя почти полвека - в 2005 и 2006 годах.


3 и 4. Особенности кривизны платформ (как и причины их появления) у станций "Выставочная" и "Международная" одинаковы. Ответвление Филёвской линии в сторону делового центра планировалось выполнить исходя из концепции "мини-метро". При этом станции имели бы более короткие платформы (90 метров), поезда состояли бы из меньшего числа вагонов, а пути имели бы более сильные изгибы и наклоны. Вот как это ответвление обозначалось тогда на схеме:

mpk

Но, когда строительство было уже в разгаре, от концепции "мини-метро" решили отказаться. Станции пришлось удлинять (до 118 метров) за счёт тоннелей. А поскольку тоннели уже были построены и имели харатерную кривизну, то и этот дополнительный участок на станциях оказался немного изогнут.

"Международная":

da-mezhd-my

da-mezhd2-my

"Выставочная":

da-vystav1-my

Поэтому характер изгиба на этих двух станциях необычен именно тем, что станции изогнуты не по всей своей длине, а лишь на небольшом участке, примыкающем к тоннелям. Причём на "Выставочной" оба пути изогнуты (хотя и совсем немного) навстречу друг к другу, то есть, здесь уместнее говорить о сужении платформы.


5. После 2006 года сложилась забавная ситуация. Все четыре изогнутых станции московского метрополитена находились на одной линии - Филёвской. Монополию голубой линии нарушила станция "Зябликово", открытая в 2011 году:

da-zyabl_russos

Хотя сама станция вполне умещалась под широкой Ясеневой улицей, сделать её пришлось изогнутой, чтобы между домами и оврагом поместить соединительную ветку между Люблинской и Замоскворецкой линиями:

800px-Москва_Зябликово_Схема

Кроме того, к этому времени системы безопасности в московском метро были усовершенствованы. Станции были оборудованы камерами наблюдения, транслирующими машинисту изображение всего состава в момент отправления. И к изгибам платформы стали относиться терпимее.


6. Шестой (и на данный момент последней) станцией, построенной в кривых, стала "Пятницкое шоссе":

da-pyatn_sh_russos

Изгиб станции повторяет изгиб бульвара на Митинской улице, под которой к моменту строительства станции уже были проложены пути. Изначально план предусматривал открытие станции "Рождествено" за пятницким шоссе. Но, после изменений в проектах застройки района, необходимость в ней отпала. Проложенные ранее пути теперь вели только в сторону строящегося депо. Полуторакилометровый участок путей было жалко не использовать для пассажирского движения, поэтому придумали станцию "Пятницкое шоссе", непосредственно на пересечении с шоссе. Опять же, свою роль сыграло и ставшее более спокойным отношение к изогнутым станциям.

Здесь архитекторы решили подчеркнуть изгиб станции, использовав ассиметричную облицовку. Для этого станцию визуально поделили на белую (путь от центра) и чёрную (путь к центру) половины.


Такие вот истории.

"Кутузовская" ощутимо изогнута ещё и по рельефу. Полное 3D :)
Точно! Опять же, из-за необходимости сделать "нырок" под ж/д сразу за станцией.
Кажется, даже и не думали специально прямые строить. Ненужным казалось.