Наблюдение №4

nes01

Одним из первых подземных переходов в Москве является и поныне здравствующий переход под Садовым кольцом рядом со станцией метро "Смоленская". Построен он в 1935 году и первые несколько лет выполнял совершенно другую функцию, являясь частью станции метро.


При открытии станции "Смоленская" (ныне это филёвская линия метро) в 1935 году, с неё было организовано два выхода. Первый наземный вестибюль располагался рядом с ныне существующим входом в "доме с башенкой". Второй же был построен немного южнее, в середине Садового кольца, тогда ещё представляющего собой бульвар:

perehod-smol6

Шестиэтажный дом справа стоит и поныне - это дом 54/2 стр.1 по улице Арбат (там, где сейчас "Седьмой континент"):

perehod-smol9

Этот вестибюль стоял как раз напротив того места, где теперь можно увидеть большую арку, ведущую к вестибюлю "Смоленской" Арбатско-покровской линии:

perehod-smol7

Вид изнутри:

sm1935iznutri

Из вестибюля вёл проход к коридору, параллельному станции. Из него, в свою очередь, можно было попасть на обе лестницы, расположенные на платформе станции:

perehod-smol3

Как не сложно заметить, торцы этого коридора расположены по разные стороны Садового кольца, что в будущем и позволит переделать его в обычный, не связанный с метро, подземный переход.

В 1937-39 годах была проведена реконструкция Садового кольца и бульвар, вместе с южным вестибюлем станции, были ликвидированы. Коридор теперь никуда не вёл и его закрыли. Для входа на станцию остался только один северный вестибюль рядом с "домом с башенкой":

perehod-smol10

После войны было решено, что участок от "Александровского сада" до "Киевской" является ненадёжным в стратегическом смысле из-за мелкого заложения (всего 8 метров) и наличия открытого метромоста. Ведь в случае возможного начала войны, вражеские бомбардировки могли отрезать транспортные пути из столицы на запад. Поэтому, параллельно уже существующей линии стали строить линию глубокого заложения. В 1953 году открылась станция "Смоленская" Арбатско-покровской линии, имеющая глубину заложения 50 метров. Станция "Смоленская" мелкого заложения была закрыта, как, собственно, и весь отрезок "Александровский сад"-"Киевская". Оставшийся вестибюль снесли за ненадобностью.

После прихода к власти Хрущёва, началась эпоха экономии, и метро на запад города решили проложить по поверхности. Для этого участок мелкого заложения расконсервировали, образовав новую филёвскую линию. Новый вход на станцию "Смоленская" расположили на первом этаже "дома с башенкой", где он находится и сейчас. Сохранившийся коридор тоже решили использовать - его-то и переделали в обычный подземный переход, построив выходы на поверхность с одной и другой стороны Садового кольца и замуровав проходы на станцию.

Открытие состоялось в апреле 1959 года. В этом же году были открыты ещё несколько подземных переходов в центре города. Это были первые подобные сооружения в Москве - до 1959 года подземных переходов в Москве не было.

Сейчас о метрополитеновском прошлом перехода можно догадаться по его большей, чем у обычных подземных переходов, глубине. А также, заглянув, если повезёт, за закрытую железную дверцу в середине перехода, за которой и скрывается проход к бывшему южному вестибюлю:

nes02

Рядом с дверцей заметно, как меняется расстояние между колоннами, ведь именно здесь и примыкал проход (фото 1935 года):

perehod-smol5

После сноса вестибюля, проход, ведущий к нему, стал ненужен. И его переоборудовали под служебный тир МВД. Посмотрим, как он выглядит сейчас, заглянув за железную дверцу:

nes07

nes06

- двойной ряд колонн тира выдаёт его метрополитеновское прошлое. А так выглядело это место почти 80 лет назад:

smolenskaya-prohod-tot-samyj-gde-tir

Лестницы в конце коридора теперь нет, наверху шумит садовое кольцо:

nes05

Лавочка, возможно, тоже досталась в наследство от метро:

nes03

Когда-то здесь ходили пассажиры, а теперь свистят пули:

nes04

Такая вот история.

Уважаемый автор, большое спасибо за интересную информацию.
В свое время мне довелось стрелять в этом тире. Он относился к серьезному ведомству. Помню своё удивление его расположением. Предполагал тогда, что это часть большого объекта гражданской обороны, а оказалось что история гораздо интереснее.
Я понимаю, что тир до сих пор сохранился. Если Вас не затруднит, поясните пожалуйста, доступен ли он для обычных посетителей, какая организация им управляет.
Время от времени он бывает открыт, довольно часто там толпятся курсанты милицейских школ.
Фото Смоленской площади и того самого вестибюля станции "Смоленская" - 1935 г.

(оригинал - https://pastvu.com/_p/a/2/c/e/2cedea071e8309e2981a1d2025f9205b.jpg )
Спасибо! Очень интересно, меня самого раньше занимал вопрос на эту тему.
Потрясающе! Сколько раз ходил по этому переходу (а это моя ветка, я на ней полжизни прожил) - а таких подробностей не знал. А уж фотографии бульвара просто поразили.
Ну и то что платформа используется как тир - это, конечно, вообще)
Да, история метро, как и вообще Москвы, богата на неожиданности.
А тир не на платформе, а в пешеходном коридоре, когда-то ведущем к платформе.