Наблюдение №25

krg
Есть такие две станции в Москве, которые работники метро называют между собой "Кристалл" и "Гармошка". Но на схеме они, конечно, так не подписаны. Откуда же взялись такие прозвища и почему вообще их пришлось придумать?


Речь идёт о станции "Китай-город". Вернее, о двух станцих этого кросс-платформенного пересадочного узла.

Как известно, чтобы договориться о встрече на станции, имеющую пересадку на другую станцию с тем же названием, необходимо уточнить ещё и линию. Например: "встречаемся на Киевской-кольцевой". В случае же с "Китай-городом" так просто не получится. Ведь к каждой из двух платформ этого пересадочного узла прибывают как поезда Калужско-Рижской, так и Таганско-Краснопресненской линий:

scheme-new

Такой тип пересадок удобен для пассажира: вместо длинного перехода ему достаточно просто пересечь платформу. Это экономит несколько минут времени. Кстати говоря, это первый такой тип пересадки, реализованный в Москве. Запущена она была 45 лет назад, в 1970 году.

Но как же тогда различать эти две платформы одной станции? Пассажирам чаще всего прибегать к довольно длинному объяснению, например: "встречаемся на Китай-городе, со стороны поездов к Таганской". Работники же метрополитена придумали этим станциям более простые и очевидные названия: "Кристалл" и "Гармошка". Дело в том, что форма колонн на двух станциях немного разная. На платформе, где поезда следуют к "Таганской" и "Третьяковской" они напоминают кристаллы:

ph1



А на второй платформе, где поезда следуют к "Кузнецкому Мосту" и "Тургеневской" - гармошку:

ph2



Примерно так выглядит сечение этих колонн:

plan-kolonny-crystall2plan-kolonny-garm2

Благодаря этим названием можно всегда понять, на какой именно платформе находишься: достаточно взглянуть на рядом стоящую колонну.

Первая реализованная кроссплатформенная пересадочная станция Московского метрополитена - Каширская, открытая 11 августа 1969 года. На ней тоже два зала, различающихся оформлением колонн, и четыре пути. Правда, более 15 лет использовались только два пути для сквозного движения поездов по маршруту Речной вокзал - Каховская, и лишь 9 февраля 1985 года стала возможна пересадка между двумя концами "вилки", а с 20 ноября 1995 года - полноценная пересадка между двумя линиями с самостоятельным оборотом поездов на каждой. Тем не менее Каширская изначально построена как пересадочная.