Станции, которые мы больше не увидим

da-obl.jpg



1. Павелецкая (Замоскворецкая линия)

da-pav-102.jpg

Наверное, всем москвичам знакома станция метро "Павелецкая". Многие пользовались ей, например, когда ехали в аэропорт Домодедово на аэроэкспрессе или шли в Дом Музыки. А некоторые даже обращали внимание на странное сужение станции ближе к выходу, где весьма просторная станция превращается в узинький коридорчик между толстых стенок:

da-pav-101.jpg

Даже не верится, что эти две фотографии сняты на одной платформе. Разгадка такой конструкции проста. Та "Павелецкая", которую мы знаем - совсем не та, которая была построена в сороковых годах:

da-pav-2.jpg

На старой "Павелецкой" вовсе не было центрального зала. Два длинных и узких, зала, похожих на трубу, соединялись лишь у выхода со станции. Три боковых арки с каждой стороны узкого коридорчика сохранились по сей день. Когда-то к поездам можно было попасть только через них.

da-pav-1.jpg

Оба зала той "Павелецкой" были украшены барельефами на военную тематику и изящными лавочками. Они до наших дней не сохранились. В пятидесятых годах станцию полностью перестроили. Был сооружён большой центральный зал с колоннами, который объединил всю станцию вместе с бывшими боковыми залами в едином объёме. "На память" от прежней станции нам остался лишь маленький участок с широкими пилонами и узким коридором возле одного из выходов.



2. Лубянка

Похожий случай произошёл со станцией "Лубянка" (тогда она называлась "Дзержинская"). Когда станцию открыли в 1935 году, она предстала перед пассажирами совсем в другом облике, нежели мы знаем её сейчас:

da-lub-3.jpg

da-lub-2.jpg


Её конструкция также состояла из двух отдельных залов-труб с платформами. Выход из этих залов был в конце платформы, в маленьких зал непосредственно у эскалатора:

da-lub-1.jpg


В таком виде станция успела "сняться" в кино. В фильме "Друзья и годы" 1965 года камера проезжает по всей длине станции: ссылка на Ютуб.

В начале семидесятых годов на станции был, наконец, достроен центральный зал. Это полностью изменило облик станции:

da-lub-102.jpg


От первоначального проекта до наших дней дожила лишь облицовка нескольких пилонов в конце станции, которые теперь резко отличаются по виду от остальных:

da-lub-101.jpg



3. Чистые пруды

Та же история произошла и со станцией "Чистые пруды" (тогда - "Кировская").

da-chp-3.jpg


Спустившись по эскалатору, пассажиру необходимо было сразу повернуть налево или направо, так как центрального зала попросту не было:

da-chp-1.jpg


Он появился на станции в семидесятых годах. В него в каждой второй нише боковых залов был проделан проход. Правда, в отличие от "Лубянки" и "Павелецкой", оформление станции при этом практически не изменилось:

da-chp-101jpg.jpg

Так что к "исчезнувшим" станциям "Чистые пруды" можно причислить лишь с оговоркой.



4. Воробьёвы горы

Нынешняя станция "Воробьёвы горы" действует с 2002 года:

da-vor-101.jpg

До этого почти 20 лет поезд проезжал по мосту через Москву-реку без остановок. А ещё раньше здесь располагалась совсем другая станция. Называлась она "Ленинские горы" и выглядела так:

da-vor-1.jpg

Эта станция осталась теперь лишь в воспоминаниях, на фотографиях и в фильмах. В 1983 году из-за обветшалости моста она была закрыта.

da-vor-3.jpg

da-vor-2.jpg


Интересно, что эскалаторная галерея, действовавшая рядом со станцией "Ленинские горы", с открытием "Воробьёвых гор" почему-то восстановлена не была:








5. Первомаская

da-per-1.jpg

Станция "Первомаская", открывшаяся в 1954 году, находилась в полутора километрах от нынешней "Первомайской". На момент постройки она была конечной. А сразу за станцией располагались дома, не позволявшие продливать линию дальше. Когда же Арбатско-Покровскую линию решили вести дальше на восток, станцию превратили в депо, а поезда пустили рядом, по эстакаде над бывшими путями. По этой эстакаде поезда ходят и сейчас, а пассажиры могут видеть здание депо из окна поезда:

da-per-103.jpg



У той "Первомайской" был один вестибюль для выхода пассажиров:

da-per-2.jpg


Этот вестибюль сохранился, его может увидеть каждый, кто будет гулять по дворам на Первомайской улице:

da-per-102.jpg


А внутри депо сохранились отдельные элементы оформления станции:

da-per-101-russos.jpg
(фотография Александра Попова)

В будущем, возможно, на месте бывшей "Первомайской" будет устроен музей.



6. Калужская

da-kal-1.jpg


Той "Калужской", которая работала в московского метро с 1964 по 1974 год, теперь тоже нет. Эта станция также была превращена в депо. Она располагалась на поверхности, неподалёку от нынешней "Калужской":

da-kal-2.jpg


Станция была конечной и ей пользовалось множество пассажиров, пересаживающихся здесь на автобусы и едущих дальше. В 1974 году линию продлили, а "Калужская" переехала на новое место, где и находится по сей день.

В отличие от "Первомайской", здесь сохранилась пассажирская платформа:

da-kal-102-russos.jpg
(эта и следующая фотография - Александра Попова)


Посмотрев на депо сверху, можно догадаться, где именно располагалась бывшая станция:

da-kal-101-russos.jpg



Вот такие они, шесть "потерянных" станций. Возможно, когда-нибудь их ряды пополнятся ныне здравствующими станциями. Посмотрим.

Исторические фотографии взяты с сайта pastvu.com


Ну а всю хронологию московского метро можно проследить по этой моей схеме:

alexeygoncharov.com_mos_metro_chronological_2016-russian.gif


Posts from This Journal by “История” Tag

Тьфу ты, напугал как. :) Я думал что-то закрывают на веки, а ты об историческом.
Интересно было прочесть. Не всё знал.
Про "Первомайскую" и "Калужскую" верно лишь частично. Их никто в депо не переделывал: это сразу были электродепо, на территории которых сделали временные станции (оказавшиеся на самом деле временными :))) )
Верно-верно. Под нужды находящихся рядом депо были переделаны бывшие станционные залы. На "Первомайской" ещё сохранились элементы отделки, а на "Калужской" уже почти ничего не сохранилось - даже платформу вроде бы разбирают.
Еще
В Санкт-Петербурге Дачное имеет аналогичную историю .Но есть отличие - новая станция вместо неё - Ленинский проспект
Из всех станций очень жаль, что при пробивке центрального зала так переделали "Дзержинскую"; помню, что с детства мне гораздо больше нравились именно крайние пилоны, со старым оформлением, я тогда думала, как было бы здорово, если бы платформенные залы по всей длине выглядели бы именно так; а потом выяснилось, что так раньше и было, но при пробивке центрального зала изменили и вид платформенных залов. Хотя, конечно, и против существующего, нового облика станции ничего не имею, но, всё же, как представляется, было бы гораздо лучше, если бы облик станции тогда сохранили, как сохранили, например, облик "Кировской". Поэтому с большим интересом изучаю фотографии зарубежных метрополитенов, где некоторые станции, построенные в те же годы, напоминают старую "Дзержинскую".

Edited at 2017-12-17 05:47 pm (UTC)