Хронология строительства московского метрополитена

www.goncharov.moscow_mos_metro_chronological_2018_rus.gif
UPD: 2018, сентябрь (кликабельно)

Станции московского метро очень разные по исполнению. В их конструкциях отразилась, в том числе, история нашей страны и общества. И теперь по внешнему виду станций метрополитена несложно угадать историческую эпоху, во время которой она была сооружена. Я бы выделил шесть основных эпох в строительстве станций.


1. Довоенный период (1935-1940): первая очередь строительства метро шла под лозунгом "даёшь пролетарской столице лучшее в мире метро!" Станции строились уже как дворцы, но, скорее, как дворцы пространства и света с умеренным убранством. Яркие представители: "Кропоткинская", "Маяковская", "Комсомольская"-радиальная. Появляется и общая тенденция, актуальная по сей день: чем ближе к центру расположена станция, тем богаче её отделка.

2. Послевоенный период (1944-1955): расцвет культа личности и набивание руки в строительстве подземных сооружений способствуют кульминации идеи "станции-дворца". Для станций, сооруженных в этот период характерна богатая и даже вычурная отделка, дополненная портретами и барельефами Сталина. Яркие представители: вся кольцевая линия, "Новокузнецкая"-"Автозаводская". Декоративные элементы именно этих станций в 60-х годах пришлось переделывать, чтобы стереть упоминания о "Вожде всех народов".

3. Переходный период (1955-1959): приход Хрущёва и начало "оттепели" знаменуется и началом борьбы с "архитектурными излишествами". Пока она не так сильна и несколько станций успевают доделать по предыдущим проектам, но уже без торжественного убранства. Яркие представители: "Фрунзенская"-"Университет", "Проспект Мира"-радиальная-"ВДНХ". Но новую линию на запад уже решают пустить по поверхности с максимальным удешевлением строительства станций: "Студенческая"-"Фили".

4. Период "Сороконожек" (1960-1978): главным при строительстве метро становится простота конструкций. Разработанный проект станции-"сороконожки" копируется на всех линиях с небольшими вариациями в отделке: "Проспект Вернадского"-"Юго-западная", "Первомайская"-"Щёлковская", "Ботанический сад"-"Медведково", "Войковская"-"Речной вокзал", "Молодёжная", "Ленинский проспект"-"Беляево", "Коломенская"-"Каховская", "Перово"-"Новогиреево", "Улица 1905 года"-"Тушинская", "Пролетарская"-"Рязанский проспект". Линии строятся открытым способом, а по возможности, вообще прокладывают по поверхности, также используя типовую конструкцию станции: "Багратионовская"-"Кунцевская", "Измайловская", "Выхино". Благодаря этим мерам, строится большое количество станций и метро приходит в отдалённые районы Москвы, но станции теряют свою индивидуальность. Впрочем, станции глубокого залегания стараются разнообразить и по конструкции и отделке: "Проспект Мира"-"Октябрьская"-радиальные, "Таганская"-"Краснопресненская", "Марксистская"-"Шоссе энтузиастов".

5. Период разнообразия (1978-1999): Наскучившие типовые станции-"сороконожки" постепенно вытесняются одностводчатыми: "Коньково", "Крылатское", "Кантемировская", "Бабушкинская", "Тульская" и др. Те же "сороконожки", которые ещё строятся, стараются максимально разнообразить и придать более "дорогой" вид с помощью отделочных материалов: "Домодедовская", "Ясенево", "Нагатинская", "Бибирево" и др. Это же касается и станций глубокого заложения, построенных в этот период.

6. Современный период (2000-2014): Распад СССР и реалии жизни в новой стране привели к сокращению темпов строительства метро. Вместе с тем, архитекторам стали доступны новые материалы и идеи в декорировании станций: "Славянский бульвар", "Сретенский бульвар", "Новокосино", "Пятницкое шоссе" и пр. Большинство станций неглубокого залегания делаются односводчатыми. Вместе с тем, снова намечается тенденция на упрощение и универсальность конструкций: на станциях "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово" строители использовали типовые декоративные элементы, а на станциях "Лермонтовский проспект" и "Жулебино" - схожие цветовые решения.

Такая вот история.

См. также запись "Эволюция хронологической схемы московского метрополитена".



P.S.: За время, прошедшее с написания этого поста, схема успела несколько раз обновиться. Все самые последние версии схем - здесь.

P.P.S.: Первоначально эта запись была опубликована в сообществе "ru-metro" 24 мая 2013 года: http://ru-metro.livejournal.com/3708565.html
Да, Сталинский и Брежневский этапы выделяются по темпам строительства станций.
80 лет назад проекты рисовались карандашом, а не компьютером, что гораздо быстрее, Проекты не требовали собирания огромного количества согласующих подписей.
Да и строили быстрей, при помощи лопаты, кувалды и чьей-то матери.