Наблюдение №4

nes01

Одним из первых подземных переходов в Москве является и поныне здравствующий переход под Садовым кольцом рядом со станцией метро "Смоленская". Построен он в 1935 году и первые несколько лет выполнял совершенно другую функцию, являясь частью станции метро.


При открытии станции "Смоленская" (ныне это филёвская линия метро) в 1935 году, с неё было организовано два выхода. Первый наземный вестибюль располагался рядом с ныне существующим входом в "доме с башенкой". Второй же был построен немного южнее, в середине Садового кольца, тогда ещё представляющего собой бульвар:

perehod-smol6

Шестиэтажный дом справа стоит и поныне - это дом 54/2 стр.1 по улице Арбат (там, где сейчас "Седьмой континент"):

perehod-smol9

Этот вестибюль стоял как раз напротив того места, где теперь можно увидеть большую арку, ведущую к вестибюлю "Смоленской" Арбатско-покровской линии:

perehod-smol7

Вид изнутри:

sm1935iznutri

Из вестибюля вёл проход к коридору, параллельному станции. Из него, в свою очередь, можно было попасть на обе лестницы, расположенные на платформе станции:

perehod-smol3

Как не сложно заметить, торцы этого коридора расположены по разные стороны Садового кольца, что в будущем и позволит переделать его в обычный, не связанный с метро, подземный переход.

В 1937-39 годах была проведена реконструкция Садового кольца и бульвар, вместе с южным вестибюлем станции, были ликвидированы. Коридор теперь никуда не вёл и его закрыли. Для входа на станцию остался только один северный вестибюль рядом с "домом с башенкой":

perehod-smol10

После войны было решено, что участок от "Александровского сада" до "Киевской" является ненадёжным в стратегическом смысле из-за мелкого заложения (всего 8 метров) и наличия открытого метромоста. Ведь в случае возможного начала войны, вражеские бомбардировки могли отрезать транспортные пути из столицы на запад. Поэтому, параллельно уже существующей линии стали строить линию глубокого заложения. В 1953 году открылась станция "Смоленская" Арбатско-покровской линии, имеющая глубину заложения 50 метров. Станция "Смоленская" мелкого заложения была закрыта, как, собственно, и весь отрезок "Александровский сад"-"Киевская". Оставшийся вестибюль снесли за ненадобностью.

После прихода к власти Хрущёва, началась эпоха экономии, и метро на запад города решили проложить по поверхности. Для этого участок мелкого заложения расконсервировали, образовав новую филёвскую линию. Новый вход на станцию "Смоленская" расположили на первом этаже "дома с башенкой", где он находится и сейчас. Сохранившийся коридор тоже решили использовать - его-то и переделали в обычный подземный переход, построив выходы на поверхность с одной и другой стороны Садового кольца и замуровав проходы на станцию.

Открытие состоялось в апреле 1959 года. В этом же году были открыты ещё несколько подземных переходов в центре города. Это были первые подобные сооружения в Москве - до 1959 года подземных переходов в Москве не было.

Сейчас о метрополитеновском прошлом перехода можно догадаться по его большей, чем у обычных подземных переходов, глубине. А также, заглянув, если повезёт, за закрытую железную дверцу в середине перехода, за которой и скрывается проход к бывшему южному вестибюлю:

nes02

Рядом с дверцей заметно, как меняется расстояние между колоннами, ведь именно здесь и примыкал проход (фото 1935 года):

perehod-smol5

После сноса вестибюля, проход, ведущий к нему, стал ненужен. И его переоборудовали под служебный тир МВД. Посмотрим, как он выглядит сейчас, заглянув за железную дверцу:

nes07

nes06

- двойной ряд колонн тира выдаёт его метрополитеновское прошлое. А так выглядело это место почти 80 лет назад:

smolenskaya-prohod-tot-samyj-gde-tir

Лестницы в конце коридора теперь нет, наверху шумит садовое кольцо:

nes05

Лавочка, возможно, тоже досталась в наследство от метро:

nes03

Когда-то здесь ходили пассажиры, а теперь свистят пули:

nes04

Такая вот история.

Время от времени он бывает открыт, довольно часто там толпятся курсанты милицейских школ.